Умельцы Пряжинского района решили покорить весь мир

0 Просмотр

Не успела фотографии в Интернет выложить, как тут же посыпались комментарии от подружек: «А где такое, нам нравится, мы тоже хотим!». Вот что значит вещь, сделанная своими руками!

Я давно подозревала, что все мы так или иначе стремимся иметь прочные, красивые вещи, которые есть только у нас, то есть выполненные в единственном экземпляре. Да, в большинстве своем мы покупаем в магазинах дешевый ширпотреб, так уж наша жизнь устроена. Но все равно дома нас ждет любимая глиняная кружка, на полу в прихожей – разноцветный домотканый половичок, а зимой мы достаем толстые носки из собачьей шерсти.

Все эти вещи чуть кособокие, но в этом их прелесть, мы как раз и любим их за лишнюю щербинку, случайное утолщение, пропущенную петельку. Такие – только у мастера, который не работает в промышленных масштабах.

Закрутилась мельница

Любому мастеру, каких высот профессионализма он бы ни достиг, приходится сегодня туго. Супермаркеты не подпускают его к прилавкам, и продавать свой товар, искать своего потребителя ему нужно самому. И,  конечно, делать это проще, объединившись с такими же мастерами. Но если ты живешь не в большом городе, а маленьком поселке, где ты и есть – единственный и неповторимый ремесленник, и объединяться там просто не с кем? Выход из положения нашла организатор пряжинского фонда «Мельница» Екатерина Ефремова, которая долгое время сотрудничает с Ассоциацией этнокультурных центров Карелии. Со своими единомышленниками Катя навела мосты между поселками своего родного Пряжинского района, познакомила и подружила между собой всех ремесленников, которых ей удалось найти на этой территории, и объединила их в проекте «Ремесла пряжинских карелов», который поддержал Фонд Тимченко, назвав в числе 30 лучших российских проектов малых городов и сел.
Благодаря проекту в мастерских закипела жизнь, ведь там появились дорогостоящие оборудование и инструменты, которые поодиночке мастера не смогли бы себе позволить.

Ткацкие станки, гончарный круг – купить такое бывает не под силу даже в складчину. За полтора года удалось таким образом оснастить 7 мастерских Пряжинского района. Вдумайтесь – это значит, что около ста человек, живущих вдали от центра, получили возможность постоянного дополнительного заработка.

Но выполнив эту важную социальную функцию, фонд «Мельница» крыльев не опустил, а заработал еще напористее. Всю продукцию сложившегося костяка мастеров фонд помогает продавать.

Обычно магазины берут товар на реализацию. Сдавай и жди: купит клиент – значит, получишь свою выгоду, а нет – будет лежать на витрине. Здесь же работа построена по-другому. «Лавка мастеров», которая находится с Пряжинском этнокультурном центре «Elämä», закупает у мастеров товар, сразу платит им живые деньги, а потом уже реализует у себя.

Кстати, благодаря проекту станет возможно и такое новшество – к концу года здесь откроют первый в Карелии интернет-магазин для ремесленников. И купить теплые варежки, душистый копорский чай, натуральный крем из трав, плетеные туеса и корзины смогут не только гости Пряжи, но и все жители Земли – загляни, поставь галочку, расплатись и жди посылку.

Вечная мода на шерсть
Чтобы взаимодействие ремесленников было прочным, по проекту предусмотрено четыре семинара на разных площадках. Анализируют рынок сбыта и ценообразование, обсуждают дизайн продукции, чтобы она выглядела современно, при сохранении старинных технологий, да и просто – учатся друг у друга, перенимают навыки, делятся наработками. Один из таких семинаров прошел в деревне Кудама, куда съехались участники проекта из Эссойлы, Чалны, Ведлозера, Святозера и самой Пряжи. Удалось поговорить с некоторыми мастерами. Светлана Николаевна Всеволодова работает директором этнокультурного центра «Киелен Кирью» (языковой узор) в Эссойле. Вяжет много лет и жалеет только, что времени на любимое дело не хватает. Всю жизнь наблюдала, как вяжет ее мама, и сейчас они вместе готовы согреть наши замерзшие руки веселыми пушистыми варежками.


Надежные носки из собачьей шерсти пригодятся и  охотникам, рыбакам, да и как обойтись без колючего пояса, если прихватил ревматизм? Все это можно найти у Мэри Семеновны Потоцкой, которая живет в Чалне. Работает она товароведом, а увлекается еще и ткачеством. Когда развернули ее разноцветные дорожки, все просто ахнули. Петрозаводские девчонки, не видавшие доселе такой красоты, набросились с расспросами: а сумку из такого домотканого полотна можно соорудить? А юбку?

Мастерица  из Эссойлы  Светлана Николаевна Всеволодов уверена, что  в таких варежках руки не только шерсть  греет, но и душа мастера…

Еще одна жительница Чалны, Елена Кирилловна Кузьмина,  пару лет назад увидела махонькие игрушки из шерсти и с тех пор совершенствуется в технике сухого валяния. Конечно, это не исконное рукоделие для этих мест, оно стало модным лет 10 назад, но ведь у нас издревле работали с шерстью. Сама мастерица вспоминает, как ее бабушка настригала с овец целые корзины руна,  и маленькой Лене приходилось долгие часы напролет чистить шерсть, готовить к прядению. «Никогда артрита не будет, — смеется она. – Кто с шерстью работает, у того руки всегда в тепле!»  Правда,  сколько она иголок поломала, как руки исколола, пока ее гуси-лебеди, медвежата и зайцы – каждый получили свой характер, свою форму – об этом она уже не вспоминает.

Японский язык и гончарный круг
С самого начала с Катей занимаются проектом Лёка и Кирилл Чураковы. Лёка – гончар, а Кирилл и с керамикой ей может помочь, и ювелирные изделия изготавливает. Живут они в Святозере, а вот судьба их привела в поселок кружными путями. Они познакомились в Петербурге, где оба учились мудреным наукам, а по-настоящему мечтали заниматься ремеслами. Кирилл приехал в Северную столицу из Воткинска (Удмуртия), самостоятельно постигал азы ювелирной и кузнечной профессии. Лёка поступила в театральную академию, работала видеооператором, выучила японский язык – а хотелось сесть за гончарный круг, поставить в печь свою первую глиняную плошку.

Если долго мечтать – обязательно сбудется. Главное, что они нашли друг друга, а вместе – все по плечу. Оба хотели жить в деревне, их звали в Муезерку, даже предлагали помощь молодым специалистам, но они выбрали Святозеро, потому что бабушка Лёки – оттуда. Купили участок, сейчас доводят до ума мастерскую. Дом подождет; место, где работаешь, важнее жилья – решили сообща. Глядя на них, понимаешь, что и впрямь: молодые люди с хорошим образованием, с крепкими навыками, с ремеслом в руках  пригодятся в любой деревне и смогут там начать свое дело, сделать его прибыльным и надежным.

«Пряжинское полотно»
На встрече договорились и еще об одном важном деле. Проводить курсы для детей из разных поселков, «перемешивать» их в общем котле ремесел, знакомить с культурой и традициями друг друга, заинтересовать темой, показать, насколько она может увлечь – на всю жизнь, да и, овладев ремеслом, крепко стоять на ногах получится.  «Чтобы они смогли как мы – учились бы в городе, а несли потом свои навыки в деревню. Чтобы они возвращались в села. И делать это нужно уже сейчас, потом – будет поздно», — убеждала Лёка Чуракова.


А вот где же проводить такие курсы? Где собирать детей (да и взрослых), учить их основам ремесла, прививать любовь к традициям и обычаям Карелии? Для этого решено построить «ремесленную резиденцию». Причем не где-нибудь, а в знаменитом селе Киндасово. Служить резиденция сможет не только местом проведения мастер-классов, но также – туристическим объектом. Сюда смогут зайти гости, посмотреть на то, как раньше жили карелы, на чем спали, из чего ели, что носили. Здесь же смогут и пожить, если им захочется побольше узнать о «деревне наоборот», нашем центре юмора, который стал таким же популярным, как болгарское Габрово. Складывали о Киндасово разные были-небылицы, они даже собраны в одной книжке, но то, что резиденция – из области былей, а не небылиц, в этом Катерина Ефремова и ее единомышленницы уже уверены.

Пока же у мастеров района – другое общее дело. «Пряжинское полотно» – так назвали общий рукотворный арт-объект, над которым сейчас работают «всем миром», по принципу лоскутного одеяла. То есть каждый мастер у себя в поселке выполняет часть работы, а потом в этноцентре Пряжи все это соединяется воедино, символизируя многообразие ремесленников этой земли. Обещали, что к концу ноября новый экспонат для постоянной экспозиции будет готов. Давайте съездим и посмотрим!

 

Источник

Рубрика: Культура

Похожие статьи

Загрузка...
Загрузка...