Теория карельского ученого: революция в науке или выдумка?

0 Просмотр

Ученый-археолог из Петрозаводска Анатолий Журавлев  впервые в науке применил  новый метод расшифровки орнаментов на  глиняных сосудах, найденных на территории современного Заонежья в Пегреме, и иначе увидел людей далекой эпохи.  Свое открытие ученый назвал «революцией  в науке о древних цивилизациях».  
В чем же суть его открытия и почему коллеги называют это выдумками?

Пегремские находки

Анатолий Журавлев, историк, археолог, кандидат исторических наук,  еще студентом  открыл Пегремскую культуру и исследует её вот уже на протяжении почти 40 лет.

Он впервые приехал  в заонежскую  Пегрему на археологическую практику. Потом, когда стал читать курс археологии  в ПетрГУ,  привозил сюда своих  студентов.  Каждый сезон дарил новые находки.

В какой-то момент Журавлев  понял, что одной археологии не хватает, чтобы  разобраться и систематизировать все найденное. И тогда он решил обратиться к специалистам разных наук.

Теперь в Пегреме каждый сезон работает международный  симпозиум по археологии, в следующем году будет уже тридцать четвертый!
Благодаря сотрудничеству с учеными из Института геофизики Земли он впервые на Севере, в Заонежье, нашел очаги древнего землетрясения. Ученые-радиологи из   Института  зоологии и ботаники в Тарту точно датировали находки, что подтвердило:  5 тысяч лет назад люди здесь уже  использовали медь, и хоть она тут не совершила «техническую революцию», этот факт свидетельствует о высоком уровне развития  пегремских аборигенов.
И вот снова  Журавлев  работает на стыке наук. По рисункам на древней керамике, которые он воспроизводит в виде  кругов  — «мандал»,  с помощью методов, используемых в практике  психологов, пытается проникнуть во внутренний мир  создателей древних орнаментов.

Нужен новый взгляд
— Анатолий Павлович,  почему  древние орнаменты  на глиняных сосудах,   найденных у нас в Заонежье,  вы назвали «мандалами Пегремы»? Для большинства   мандала —  это круг, диск, которые используются в индуистских и буддистских религиозных практиках.  Где Индия —  и где Карелия… Что может их связывать?
— На самом деле мандала в качестве религиозного ритуального инструмента  использовалась во многих  древних цивилизациях, и у североамериканских индейцев, и у австралийских аборигенов, даже  в средневековой Европе сооружение храмов происходило по принципу мандалы… С распространением  буддизма мандала стала восприниматься  как оригинальный орнамент и  инструмент медитации, создающий  состояние  покоя, защищенности.  


— Но ведь в Пегреме не были найдены мандалы-круги,  диски. Здесь таких не было…
— Как сказать. В 1963 году при раскопках стоянки Вигайнаволок я обнаружил многочисленные фрагменты глиняных сосудов, некоторые из них мне удалось реставрировать.

Тогда я  сделал графическую реконструкцию рисунков  в виде круговых разверток — мандал. 

 

Позднее этот метод использовал и при изучении другого керамического материала из  различных пегремских  поселений. Замечу, что, начиная  эту работу,  я не имел ни учителей, ни наставников, но сам материал являлся прекрасным проводником. Он вел меня от разгадки одной тайны  к другой и давал постоянную возможность творческого поиска.
— Неужели до вас никто не интересовался древними орнаментами?
— Да по  этой теме  написаны тысячи трудов, защищены  десятки диссертаций, но  они  в основном сводятся к составлению громоздких таблиц элементов узоров и попытке классифицировать орнаментальные композиции. Есть статистические подсчеты, были созданы экспериментальные лаборатории, где изучали технику изготовления древних сосудов. А нужен был новый взгляд на проблему…
— Под каким же углом вы посмотрели на нее?
— Для изучения пегремских мандал я применил комплексный подход, поскольку только археологическими методами эта проблема не решается. Мандала  — понятие многоплановое. Она  включает в себя различные аспекты творческой  деятельности людей. Через символы человек постигал законы гармонии, мог выразить себя, глубже познать мир вокруг.

По мере  погружения в тему я понял, что нет правил, которые позволили бы отнести определенную форму к определенному смыслу, и тем не менее анализ нового материала приближал к пониманию этого феномена. 

Я познакомился с трудами американского психотерапевта Джоанны Келлогг. Она,   изучая воздействие мандал на человека, систематизировала символы в зависимости от того, как они влияют на людей. Так, мандалы с прямыми лучами-линиями  соответствуют рациональному мышлению, с извилистыми  — отражают эмоциональное.  Симметричные фиксируют текущий момент. Круг — символ космического порядка, который есть в самом человеке. Квадрат  и куб обозначают землю и физическое пространство, треугольник  показывает на движение. Звезда — символ мужчины,  цветок — женщины.


Таким образом, мандалы  можно читать. По сути они — древние  «учебники жизни». В них зафиксированы  все основные представления, правила поведения, мировоззрение общества — сама жизнь, поэтому они чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию, к тому же каждая отражает психическое состояние ее автора, его опыт.
Я попробовал использовать метод Келлогг в своей работе. Конечно, для понимания  мандалы надо обладать развитым эстетическим вкусом, быть готовым к тому, что не все сразу станет понятным. Работать с мандалой — значит создавать дорогу своими руками и идти по ней.

Прекрасная Пегрема

— Что же вы узнали из  пегремских мандал о людях, которые здесь жили?
— Часто одна пегремская мандала содержит почти весь большой круг  символов из классификации  Келлогг. В одних мы видим  геометрические фигуры, в других — конкретные изображения человека, уточек, животных, поэтому можно предположить, что именно эти два типа мандал (абстрактное и конкретное)  в большей  мере отражают мышление их создателей.
Интересно, что мандалы с идеями абстрактного мышления преобладают. Иногда  в одной встречается сочетание мандал разных стадий. Это свидетельствует о развитых философских воззрениях в древности.  Например, в центре — круг — блаженство, а на периферии — «колесо смерти».

Преобладание  сложных, иногда полярных идей  говорит о толерантных отношениях в древнем обществе и большой популярности  философствования и созерцания.

Развитие творческого мышления имело принципиально важное значение в обществе, где умение быстро находить решение в сложных ситуациях, проявлять самостоятельность, волю, сообразительность были важными условиями существования. В этом плане большой интерес представляли мандалы-ребусы, заставляющие думать и находить правильные решения.

Мандала-развертка — это мир представлений древних о природе, человеке, космосе, закодированные особым способом «телеграммы» из далеких эпох. Один из таких мифов обнаружен на неолитическом сосуде  в Пегреме. В нем «древо жизни», как ось вселенной, установлено на вершине «космической горы», разделено на три части: верхний, средний и нижний миры, а идею плодородия и единства космоса и земли отражает фигурка человека с согнутыми ромбом ногами и воздетыми к небу руками.  


Судя по большому числу найденной керамики, мандалы создавались постоянно и в больших количествах. Их выставляли напоказ, это вносило в общество элемент развлекательности, театральности и в то же время имело огромную практическую значимость. Посуду использовали по назначению, обмен ею с соседями узаконивал мирные отношения.


Поскольку основу идеологии древних пегремцев  составляли ритуально-культовые  церемонии и почитание  богов, то, естественно, существовали  мандалы для ритуалов — со спиралью, водоплавающими птицами, которые связываются с небесными богинями, снесшими одно или несколько яиц, откуда возникли земля, небо, светила…  Поляну идолов, святилище Габ, Звонковую щельгу тоже можно рассматривать  в качестве ритуально-культовых мандал.


Таким образом, огромное количество циркулярных композиций в Пегремской  цивилизации эпохи меди говорит о том, что мы во многом недооценивали культурное развитие предков.

До открытия мандал беспредметно спорили о представлениях древнего человека, находясь в замкнутом круге существовавших теорий.  Теперь этот круг разорван, и можно взглянуть на проблему другими глазами.

 

Таким образом, это открытие принесло новую информацию о жизни предков, мы можем по достоинству оценить  уровень их мышления, отбросив напрочь теории о примитивности  древних людей.

«Это чистой воды выдумки»

Обычному человеку приятно осознавать, что наши предки были более развитыми людьми, чем принято думать. Но коллеги-ученые  в большинстве своем очень  настороженно относятся к  методам и результатам  работы Анатолия Журавлева.

Светлана  Кочкуркина, историк, археолог, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки  Российской Федерации: 

 

 Ученые его давно раскритиковали, никто его теории всерьез не воспринимает. Это чистой воды выдумки и к науке не относятся.  Их можно использовать  для научно-фантастических сюжетов, не более.

Надежда Лобанова,  кандидат исторических наук, археолог:

Теория Журавлева никакого отношения к реальности не имеет. Древние люди мир так не видели.  Да и, строго говоря, перевернуть древний керамический сосуд вверх дном и перерисовать видимую его часть в виде развертки — это не значит создать мандалу. Хотя это выглядит  красиво…

Многие коллеги Анатолия Павловича отмечают его  свободную «беллетрическую» манеру обосновывать некоторые свои положения».
Но, как считает философ Юрий Линник, это скорее всего  склонность Журавлёва «дополнять рациональную аргументацию интуитивным вживанием или вчувствованием в предмет. Верным подспорьем тут является творческое воображение. Оно обязательно для каждого археолога. А.П. Журавлёв превышает здесь меру? Это несудимо».
По его мнению, Анатолий Павлович создал свой пегремский миф, но ведь после А.Ф. Лосева никто не будет смотреть на мифотворчество с пренебрежением.

Наоборот: создание мифов осознано как высшая форма творчества – как кульминация человеческого духа. В подлинных мифах находят своё проявление фундаментальные архетипы. В этом их главная функция. Миф нельзя высосать из пальца. Истинный миф органичен, ибо высвечивает вечное. Подмена тут сразу обнаруживается.

Источник

Рубрика: Культура

Похожие статьи

Загрузка...
Загрузка...